О чём мы будем беседовать

Беседа 1

Бывает так, что перед началом какого-то значительного события – важной встречи, отправления поезда или самолёта, застолья, наконец, возникает у нас несколько часов свободного времени. Которое нужно как-то скоротать, как-то «убить». Можно, конечно, перетерпеть, просто пересидеть. Но всё же хочется как-то отвлечься, чтобы и ожидание было не столь томительным, и настроение сохранялось со знаком +, а не -. Каждый старается найти развлечение сообразно своей культуре и предпочтениям.

У многих моих современников и вся жизнь проходит, как будто они хотят её просто пересидеть — за компьютером,- в соцсетях или играх, реже – в концертных залах или на скамейках стадионов. Желают просто убить время.

Спрашивается, время до чего, до какого момента?

Хотя вряд ли кто-то станет так отвечать, но ответ может быть только один – до гроба, до смертного часа.

Но будет ли этот смертный час важной встречей, долгожданным путешествием, началом великолепного праздника или чем-то другим, возможно, прямо противоположным?- они не знают. Да и знать не хотят.

А между тем, огромное число свидетельств различных культур, времён и народов, говорят в сущности одно и то же: жизнь твоя в вечности определяется тем, как ты подготовился к ней здесь, на земле. Каким стало по итогам земной жизни устроение твоего ума, души, духа. Что их наполняет – любовь, милость, красота, чистота, добро? Или, наоборот – ненависть, жадность, безобразие, грязь, зло? Каким ушёл, таким и пребудешь в вечности.

Если ты всю жизнь просто старался отвлечься от жизни, укоротить её, убить время, то каким ты стал и чего ждёшь в результате? Ничего? Или чего-то хорошего, вопреки всякой логике?

Можно встряхнуться, открыть глаза, задать вопросы: кто я? где я? почему так? И преобразиться, как бы заново родиться, начать по-настоящему жить.

Помочь тем, кто начал пробуждаться и желает жить по-новому – в этом суть и смысл христианского вероучения.

***

Многие христиане последних дней очень легко и поверхностно относятся к своему христианству. У них, порой, даже не возникает вопросов:

— что такое христианство, в чём оно состоит и проявляется?

— что значит быть христианином?

Следствием из ответа на эти два вопроса должен бы стать 3-й вопрос:

— христианин ли я на самом деле, или это только моё ошибочное представление о себе?

Но поскольку нет ясности в ответах на первые два, третий вообще и не ставится.

Я не хочу, чтобы читающие эти строки впали в уныние или махнули на себя рукой: мол, похоже, никакой я не христианин, и быть им у меня всё равно не получится.

Я ставлю перед собой совсем другую задачу. Помочь здраво и трезво рассмотреть свою жизнь, взвесить её на весах христианского вероучения. Чтобы ясно и без самообмана каждый мог определить (если действительно хочет жить по-христиански):

— от чего необходимо избавиться сейчас же, без промедления

— над чем буду упорно работать, возможно, в течение долгого времени

— для чего мне это нужно, или, что ожидаю получить от всего этого.

Ответы на эти вопросы я и буду всё время иметь в виду в публикуемых текстах.

Предупрежу ещё сразу: здесь не будет ничего абсолютно нового, никому не известного. Советы, как настроиться и начать жить по-христиански, можно вычитать в писаниях святых и духовных подвижников, живших со времён Иисуса Христа и до наших дней.

Но вот только писали они, обращаясь к определённым людям, сообразуясь с их духовным возрастом, обстоятельствами жизни, характером и настроенностью ума. А потому и понять их, чтобы конкретно руководствоваться в жизни, трудно или невозможно для многих моих современников. Живущих в XXI веке, говорящих на современном русском языке (и понимающих только его, да и то, порой, плохо), ежедневно подвергающихся ни с чем не сравнимому по интенсивности и многообразию, массированному давлению общества потребления и развлечения. Общества, живущего в соответствии с идеалами и по правилам, которые установлены вовсе не людьми, как им самим кажется, а сатаной-дьяволом, и поддерживаются слугами его.

Всё это, быть может кажущееся многим маловероятным, постепенно откроется перед вашим мысленным взором в своей полноте и очевидности.

***

Ну что же. Давайте сделаем первый шаг, и начнём углубляться в таинственное и оставшееся для большинства так и непостижимым Благовестие Христово.

Начну с того, что быть христианином – это состояние человеческой души и образ жизни.

Поэтому думать так: «я студент, предприниматель, рабочий или служащий, семьянин, турист, охотник или рыбак, политик, любитель застолий, соцсетей или геймер и т.д. – и одновременно,- я христианин» — в корне неверно. Христианин – не дополнение к профессии или работе, интересам или увлечениям, семейно-брачным или дружеским отношениям.

Быть христианином – это центр всего нашего бытия. Христианская жизнь тотальна, целостна, она не допускает сосуществования с чем-то ещё. Христианин не стоит перед выбором, чему в каждом конкретном случае отдать предпочтение: духовному деланию или чему-то другому – мероприятию, встрече. Как мы не стоим перед выбором: дышать или съесть бутерброд.

Постепенно ощущение присутствия Божия, погружения в вечность становится естественным и всегдашним. Мы с Богом не только на службе в храме или при совершении домашних молитв. Мы с Богом теперь всегда – когда работаем и едим, разговариваем и спим, перед монитором, на стадионе, в концертном зале, в туалете.

Подумаем, представим, как изменится в этом случае вся наша жизнь, целиком, без остатка. От чего нам не «придётся отказываться» — насильно, с помощью волевого усилия. Нет, от чего мы откажемся просто, естественно, как выросший ребёнок оставляет свои любимые игрушки.

Возможно, сразу это и представить будет трудно.

Советую, прочитайте или перечитайте Евангелия, все 4, они дополняют друг друга – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. На русском языке. Обратите внимание на Иисуса Христа, чему и как Он учит. Ощутите себя одним из тех, к кому Он обращается.

Ещё советую и подчёркиваю это. Читая, не надо воображать себе исторические сюжеты того времени, представлять себя древним евреем 1-го века. Слова Христа точно так же обращены и к нам, живущим в 21-м веке. Просто попытайтесь ощутить: Христос обращается к нам, людям России, и мы — среди слушающих.

Но Он не простой учитель, проповедник или бизнес коуч. Он Богочеловек. Поэтому Он может быть с нами не только во время чтения Евангелий и ещё некоторое время после, под впечатлением, но остаться навсегда, навечно поселиться в нашем сердце.

И тогда сбудется то, о чём я сказал ранее: мы всё время будем находиться в присутствии Божием.

Для того, чтобы это произошло и вы действительно стали учеником Христовым, советую не ограничиваться чтением Евангелий, пусть даже внимательным и вдумчивым.

Давайте сделаем следующий шаг.

В основном, в Евангелиях и, немного, – в Деяниях и Посланиях Апостолов (следующих в Новом Завете после Евангелий), Иисус, Сын Божий, даёт указания своим ученикам и слушателям. Такие указания в Библии, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, называют Заповедями. Все Заповеди можно разделить на Предписывающие (что нужно делать) и Запрещающие (чего делать нельзя).

Все основные Заповеди Ветхого Завета (по еврейски – мицва) сосредоточены в первых пяти её книгах – из 22-х (24). Иудеи эти книги называют Тора или Книги Закона. Христиане обычно именуют — Пятикнижие Моисеево.

Так вот, говорю из своего опыта.

В беседах с самыми разными людьми, когда обсуждаем вопрос, что значит жить по-христиански, слышу такой ответ: «Жить по-христиански, значит, исполнять Заповеди». Соглашаюсь и спрашиваю. Что вы имеете в виду, или, о каких Заповедях идёт речь?

В ответ почти всегда слышу перечисление 10-ти Заповедей Моисеевых (их ещё называют Декалог, Десятисловие), т.е. данных Богом пророку Моисею на горе Синай на 2-х каменных досках (скрижалях). Причём, начинают обычно с 5-й и называют всего 3: не убий, не укради, не прелюбодействуй (т.е. не блуди, не изменяй жене – мужу).

То, что не помнят 1-й и главной Заповеди Моисеевой: «Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим», понятно. Ведь то, что Бог и есть Бог, для верующего человека очевидно. И то, что мы признаём одного Бога и отрицаем многобожие, для нас тоже привычно и очевидно. Потому и не помним 1-й Заповеди.

Понятно и то, что не знают другого: Бог дал не только 10 заповедей, но впоследствии продиктовал Моисею ещё 603 (всего 613). Из них, как подсчитали иудейские знатоки Закона, 248 обязывающих и 365 запрещающих предписаний. Обычно такая информация вызывает большое удивление.

Но ещё большее удивление вызывает у моих собеседников, когда я сообщаю: вы ведь вообще не о том говорите. На такие мои слова встречал искренние возмущения и яростные возражения.

Начинаем разбираться. Когда жил Моисей, когда получил Заповеди от Бога? Точно неизвестно, но учёные библеисты считают, что не позднее XII века до н.э., то есть за 1100 лет до жизни на земле Иисуса Христа, а возможно, и много более.

Сколько поколений сменилось за это время! Сколько людей старалось жить по этим заповедям, да ещё с такой строгостью, какая нам и не снилась. Но ведь это всё было до Христа, без Христа.

Зачем же тогда явился Христос? Какую миссию на земле исполнил этот Мессия?

Эти вопросы моих собеседников обычно ставят в тупик.

Давайте разбираться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Решите пример: *