Заповеди иисуса христа

Беседа 2

Прежде, чем мы будем отвечать на вопрос: зачем явился Христос, давайте определимся с Его ЗАПОВЕДЯМИ. Ведь в них и выражается его Учение.

Вот эти Заповеди.

Предлагаю не спеша, внимательно и вдумчиво прочитать все Заповеди с моими короткими комментариями к ним.

1. «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» — Мф.4:17; Мк.1:5.

Эти слова – первые, которые произносит Иисус в Евангелиях от Матфея и Марка, выходя на проповедь после искушения в пустыне. Но ещё раньше их же говорит Иоанн Креститель, родственник Иисуса, проповедуя в пустыне Иудейской – Мф.3:2. Царство Небесное уготовано только очистившимся от грехов, нужно успеть очиститься через покаяние.

2. Заповеди Блаженства (Евангелие Матфея, гл.5):

Возможно, в начале своего откровения народу, а по другим реконструкциям последовательности евангельских событий – только на третьем году своего общественного служения, Иисус взошёл на гору, сел и учил (Нагорная проповедь). Он начинает с 9-ти пунктов перечисления тех, кого нужно считать блаженными, т.е. получившими особую милость, счастливыми. Эти «блаженны» называют «Заповедями Блаженства», ведь их можно читать и так: «те, кто так делает, становятся блаженными». В Евангелии от Луки «Заповеди Блаженства» приводятся короче, но там есть и противоположные им предупреждения, «анти-заповеди»: горе вам — богатые, пресыщенные, смеющиеся ныне и те, кто нравится людям – Лк.6:24-26.

Итак, 2.1. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»

«Нищие духом» — то же, что чистые, «пустые» духом, не имеющие духа мятущегося, смущённого, многопопечительного. Нищими (эбионитами – от евр. ebjonim — бедные) назывались и христиане Иерусалимской екклесии (церкви) в I-м веке. В большинстве списков евангелия от Луки — просто «нищие». О том, что именно бедные, угнетённые, страдающие (другое евр. наименование анавим) — и уповающие только на помощь Божию угодны Ему, много пишется в Ветхом Завете. См., напр., Числ.12:3; Пс.9:10, 19,38; 13:6; 33:19; 39:18; 68:30; 71:12; Ис.25:4. В Послании к Галатам ап. Павла (Новый Завет) сказано, что апостолы Иаков, Кифа (Пётр), Иоанн послали Павла и Варнаву к язычникам, но с условием, чтобы они помнили нищих (Гал.2:9-10). Под нищими здесь понимаются иерусалимские христиане (см. также: Деян.16:3; 1Кор.11:30).

2.2. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»

Имеется в виду не плач саможаления, а скорбь о своих грехах, страстях, отдаляющих от Бога, и о других людях. Мы болезнуем и плачем об их скорбях и грехах.

2.3. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»

Кротость есть высшая степень скромности, мягкости, незлобия.

2.4. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся»

Люди свыклись, срослись с ложью, лицемерием, фальшью, уверены, что без них невозможно жить. Но те немногие, кто живёт по правде, любят и желают её, какой бы ущерб им такая жизнь ни наносила, будут вознаграждены Богом.

2.5. Блаженны милостивые, ибо они Бога узрят»

Милость – это уврачевание скорбей и прощение нанесённого вреда, обид. Кто милует и прощает, того простит Бог за грехи его.

2.6. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»

Чистота сердца – почти то же самое, что и нищета духа. Но нищета, пустота, простота духа ощущается в голове и груди. А чистота сердца ощущается именно в сердце. Она есть главное условие духовной, чистой молитвы, результатом которой является боговидение.

2.7. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»

Миротворцы – те, которые прощают обиды и оскорбления, стараются как можно скорее помириться с теми, кому сами доставили неприятность, заботятся не только о внешней мирности, но и о мире в душе. См. также п.5.

2.8. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное»

Правдолюбцев будут гнать, ибо мiр не любит правду, их подлинное жительство в ином мире – Царстве Небесном.2.9. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» – Мф.5: 3-12; Лк.6: 20-23.Будут оскорблять, издеваться и гнать также и за Христа, ибо Он есть Истина. От Христа же, а не от мiра гонимым должно ожидать награды.

К 9-ти Заповедям Блаженства можно прибавить и эту:

3. «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» — Лк.11: 28.

Эта заповедь — о соблюдении заповедей (слова Божия). Её много раз повторяет Иисус в Евангелии от Иоанна, столь она важна:

«кто соблюдёт слово Моё, тот не увидит смерти во век» — Ин.8: 51.

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» — Ин.14:15.

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» — Ин.14:21.

«кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца»- Ин.14: 23-24.

«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» — Ин.14: 14-15.

«Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» — Ин.15:10.

«И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нём, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам» — 1Ин.3:24.

Ещё и ещё раз подчеркну: речь идёт о заповедях Иисуса Христа, а не о заповедях Ветхого Завета.

4. В Законе сказано: не убий. Иисус Христос заповедует: не гневайся. — Мф.5:21-22. Христос «подправляет» ветхозаветные заповеди в сторону их более глубокого и духовного понимания. Гнев им понимается как мысленное убийство. Душа гневающаяся – это душа, способная убивать.

5. Если кто имеет что-то против тебя, примирись, примирись и с соперником твоим – Мф.5:23-25; Лк.12:58.

См. «заповедь блаженства» о миротворцах (2.7.).

6. В Законе сказано: не прелюбодействуй. Христос говорит: не смотри на женщину с вожделением.- Мф.5:27-28.

Как и в случае с заповедью «не убий» (п.4) Иисус не делает различия между грехом действием и грехом мыслью. Ведь только кажется, что грех мыслью никому не причиняет вреда. Он причиняет вред самому согрешающему, и даже больший, потому, что обычно не обнаруживается и не врачуется.

7. В Законе сказано: если разводишься с женой, дай ей разводную (письмо, документ). Христос говорит: не разводись, кроме греха любодеяния, и не женись на разведённой, и жене — не разводиться с мужем и не выходить за другого — Мф.5:31-32; Мк.10:11-12; Лк.16:18. Моисей по жестокосердию вашему позволил разводиться, Я же говорю – не разводись и не женись на разведённой — Мф.19:8-9.

Сама возможность развода разрушает брак как неколебимое установление, освящённое Богом, а семью как нормальное устройство земной человеческой жизни. Но вместе с тем, отвечая на вопрос саддукеев, Господь объясняет, что небесная жизнь будет иной, «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» — Мф.22:30. Потому и монашескую жизнь именуют равноангельской.

8. В Законе сказано: не нарушай клятву. Христос говорит: не клянись. Говори просто «да» или «нет» — Мф.5:33-37.

Иисус делает более последовательной 3-ю заповедь Десятисловия Моисеева: «Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно» — Исх.20:7. Ведь клянутся обычно или Богом, или какой-то святыней, связанной с Ним. Когда человек говорит «да» или «нет», это характеризует его как смиренного и твёрдого в слове.

9. В Законе сказано: око за око, зуб за зуб (воздавай, мсти тем же, но не большим). Христос говорит: не противься злому, ударившему в правую щеку подставь левую, просящему у тебя дай больше, чем он просит – Мф.5:38-42; Лк.6:29-30.

Бог есть Любовь. В нём нет ни зла, ни ненависти. Если хочешь быть чадом Божиим, чему Иисус учит приходящих к Нему, не противься злому. Любое делание зла только умножает его. Зло можно победить только добром. Это путь к совершенству (см. п.11).

10. В Законе сказано: люби ближнего и ненавидь врага. Христос говорит: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих и благотворите ненавидящим и молитесь за обижающих и гонящих вас.- Мф.5:43-47; Лк.6:27-28.

11. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»- Мф.5:48.

12. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» — Лк.6:36.

13. Творите милостыню тайно, а не открыто, напоказ – Мф.6:1-4.

Заповеди №№ 13, 14 и 16 призывают не быть лицемерными в молитве и посте. Молиться и поститься надо ради самих молитвы и поста, а не с тем, чтобы об этом узнали и оценили другие.

14. Молитесь втайне, за закрытой дверью, а не как лицемеры, любящие показаться перед людьми. В молитве не говорите лишнего и не уподобляйтесь многословию язычников, ибо Отец ваш знает нужду вашу ещё до прошения. – Мф.6:5-8.

Несомненно, лишнее в молитве – это подробное расписывание своих земных нужд. Но если мы церковные молитвы произносим или слушаем без внимания и соучастия сердца, то это тоже всего только многословие, неполезное нам. Не надо здесь обманывать самого себя.

15. «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» — Мф.6: 9-13; Лк.11: 2-4.

Молитву «Отче наш» ещё именуют Молитвой Господней. Не надо путать её с Молитвой Иисусовой, которая произносится так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)». Молитва Господня – единственная молитва, которой Иисус Сам повелел молиться. Главное её прошение – о прощении долгов (грехов). На это Господь и указывает сразу после неё: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» — Мф.6:14-15; Мк.11:25-26.

«Хлеб насущный» — не только пища или шире – материальное благополучие, но и пища духовная – ср. «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих…»- Мф.4:4; Втор.8:3. «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь»- Ин.6:63.

16. Когда поститесь, не будьте лицемерно унылыми, не показывайте людям своего поста, поститесь не перед людьми, а перед Отцом.- Мф.6: 16-18.

17. Не собирайте земных сокровищ, собирайте небесные.- Мф.6:19-21.

Не можете служить двум господам – Богу и маммоне Мф.6:24; Лк.16:13.

«Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, а всё остальное приложится вам» — Мф.6:33; Лк.12:31.

«Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» — Лк.10:41-42.

«берегитесь любостяжания (любви, пристрастия к приобретению имущества), ибо жизнь человеческая не зависит от изобилия его имения» — Лк.12:15.

«Продавайте имения ваши и давайте милостыню, приготовляйте… сокровище неоскудевающее на небесах» — Лк.12:33.

«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» — Ин.6:27.

«Любящий жизнь свою погубит её; а ненавидящий жизнь свою в этом мiре сохранит её в жизнь вечную» — Ин.12:25.

Во всех этих указаниях выражен призыв как можно меньше внимания уделять земным благам, мiрскому благополучию. Они удаляют человека от Бога.

18. Не судите (в смысле – не осуждайте) – Мф.7:1-5; Лк.6:37.

В грехе осуждения соединяется тщеславие и нелюбовь к ближнему. Одно исцеление от осуждения (конечно, не только явного, но и в мыслях), по свидетельству отцов, привлекает к человеку благодать Святого Духа и даёт жизнь вечную. Таких и Господь не осуждает.

19. Не предлагайте святыни и жемчуга (духовного) псам и свиньям (т.е. не понимающим, не способным их оценить и принять) — Мф. 7:6.

Эта заповедь важна для проповедующих. Христос ещё при Своей земной жизни послал Апостолов проповедовать Евангелие Царства иудеям, а после Пятидесятницы – усилить проповедь и обратиться к другим народам. Но проповедь неготовым и не желающим слушать приведёт лишь к поруганию учения и неоправданному личному ущербу или даже гибели. Здесь нужны мудрость и терпение.

20. Просите и дано будет вам = молитесь Отцу и Он даст вам просимое.- Мф.7:7-11; 21:22; Мк.11:24; Лк.11:9-13; Ин.11: 13. См. п.37. «если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю» — Ин.14:13-14; а также: 15:7; 16:23-24.

Это заповедь о молитве. Неустанная молитва во имя Христово обязательно приведёт к нужному результату.

21. «во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» — Мф.7:12; Лк.6:31; Тов.4:15.

Это один из двух вариантов второй наибольшей (главнейшей) заповеди закона Моисеева, по свидетельству Иисуса Христа (см. № 37, 49).

22. Берегитесь лжепророков. Они узнаются по плодам их (т.е. по делам).- Мф.7:15-23; 24:4-5.

Во все времена появлялось немало людей, заявлявших, что они посланы от Бога. Иисус указывает критерий, по которому следует отличать истинных посланников от ложных,- дела. Ибо слова могут быть правильными и красивыми как у тех, так и у других. Похожую мысль Иисус высказывает в отношении книжников и фарисеев: что они велят соблюдать вам, соблюдайте, ибо они разбираются в Законе, но подражать им не надо, так как они сами не исполняют Закон – Мф.23:3.

Заповеди, данные ученикам, посылаемым на проповедь: (12-ти Апостолам):

23. Идите к израильтянам и проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное.- Мф.10:6-7, и до конца гл.10; Мк.6:8-13.

Так поступал и Иоанн Креститель.

24. «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» — Мф.10:28; «бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну» — Лк.12:4.

В объяснении этой заповеди есть трудность. Переводчики с греческого на русский в Евангелии от Матфея поставили «Того, Кто» с прописных букв, а у Луки – со строчных. Прописные буквы несомненно указывают на то, что речь идёт о Боге. Но тогда строчные у Луки столь же несомненно указывают, что речь о Боге не идёт. Хотя по смыслу более правильно наоборот: ввергает в геенну Бог по приговору Страшного Суда (у Луки). А вот погубить в геенне может соблазнитель — и сатана, и человек (у Матфея).

Полагаю, что по смыслу заповеди речь идёт не об определённых персонах, а о том, что остерегаться нужно всего того (и тех), кто или что способствует погублению души. Тело неизбежно умрёт и неизбежно воскреснет. Но вот где оно будет обитать вместе с бессмертной душой – в Царстве Божием или в геенне, зависит только от того, погибнет душа или спасётся.

25. Кто любит мать или отца, сына или дочь более Меня, не достоин Меня. Кто не берёт креста своего и не следует за Мной, недостоин Меня – Мф.10:37-38; Лк.14: 26-27.

«если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною, ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её» — Мф.16:24-25; 10:38; Мк.8:34-35: Лк.14:27. «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» — Мф.19:21 – Иисус отвечает юноше, но это вполне может пониматься как заповедь всем. У Марка добавлено: «взяв крест»- Мк.10:21. Лк.18:22.

«всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» — Мф.19:29; Мк.10:29-30.

Следовать за Христом — означает отвергнуть всё, что связывает человека с земной жизнью, ради жизни небесной. И имущество, и все отношения с людьми, и самого себя со всем тем, что человеку в себе дорого – привычками, желаниями. Это и есть смерть души и рождение Духа.

26. «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» — Мф.12: 31; Мк.3: 28-29; Лк.12: 10.

Всякий грех прощается человеку через искреннее покаяние, кроме сознательного хуления Бога. Ибо Бог и есть Дух.

27. «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» — Мф.12:36-37.

Грех празднословия многократно осуждается в Ветхом Завете. Иисус ещё раз напоминает и обобщает эту заповедь.

28. Иисус ученикам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской, то есть их учений – Мф.16:11-12. В Мк.8: 15 говорится о закваске фарисейской и Иродовой, а в Лк.12:1 – только о фарисейской, которая есть лицемерие.

Эта заповедь по смыслу примыкает к Заповеди № 22 – о лжепророках. Только лжепророки – ложные посланники Бога, а эти – «свои», но духовно пусты, и притом тщеславны и лицемерны.

29. «если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» — будьте сами такими же малыми, простыми и чистыми и принимайте детей, как Иисус. Кто же сам не таков и отвергает таковых, или презирает, горе тому – Мф.18:3-7, 10; Мк.9:37, 42; 10:14-15.

Заповедь по смыслу близка к Заповедям Блаженства (№ 2) – о нищих духом и чистых сердцем.

30. Не жалей того, что мешает жизни вечной, отсекай это, хотя бы оно казалось своим, близким и дорогим – Мф.18:8-9; 5:29; Мк.9:43-48.

В тексте говорится об отсечении руки и вырывании глаза, если они соблазняют. Понимать это надо образно, но смысл именно такой: не жалей то, что привязывает к земле. Близко п.25.

31. Если согрешит пред тобой брат твой, обличи его наедине, не послушает – перед 1-2 свидетелями, их не послушает – перед собранием (церковью), если и их не послушает – отвергнись его – Мф.18: 15-17. Но если покается – прости ему – Мф.18: 21-22; Лк.17: 3-4.

Прощай зло, сделанное тебе, но если человек упорствует до конца и это приведёт только к умножению зла – отвергнись его. Иисус велел Петру прощать согрешения брату не до 7, а до седмижды семидесяти раз (490 раз)– Мф.18: 22.

32. «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» — Мф.18:19-20.

Где двое или трое собираются во имя Христа, там царит Любовь, а потому и Он присутствует там, и просьбы просящих исполняются.

33. Кто может вместить воздержание (добровольное скопчество для Царства Небесного), пусть вместит – Мф.19:12 (ср. 1Кор.7:7).

Половое воздержание (целомудрие) есть обуздание сильной страсти, глубоко укоренённой в природе человека. А потому очень помогает духовному совершенствованию.

34. «князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» — Мф.20:25-27; 23:11; Мк.10:42-44; Лк.22:25-26.

«вы должны умывать ноги друг другу» — Ин.13:14.

Смирение и кротость, доходящие до самоуничижения – главное орудие, помогающее умертвить себя, своё «эго», «самоцен» (см. п.25).

35. Иисус запретил торговать в храме и даже проносить через него какую-либо вещь Мф.21:12-13: Мк.11:15-17; Лк.19:45-46; Ин.2:14-16.

Это обличение есть в книге пророка Иеремии 7:11. Но, конечно, Иисус и без пророка всячески стремился разорвать земное и небесное, чтобы не погубить небесное. Сравните: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» — Мф.22:21; Лк.20:25.

36. «если будете иметь веру и не усомнитесь… всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите»- Мф.21: 21-22; 17:20; Мк.11:24; Лк.17:6.

В этом корень молитвы. Если бы этого не было, то и молиться не надо было бы. См. также № 20.

37. О наибольших (главных) заповедях в Законе Моисеевом – Мф.22:37-40; Мк.12:29-31; Лк.10:27.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: это есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» — Мф.22: 37-40.

См. № 21, 49.

38. «не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос (т.е. мессия, помазанник Божий), все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» — Мф.23:8-10.

И если вас кто-то называет этими словами, по должности или из уважения, то уж сами себя вы так не называйте. Для христианина это звучит как наглость.

39. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» – обличение лицемерия: долго молитесь и приносите зло вдовам; тщательно ищите, кого бы обратить и учите его дурному; разбираетесь, чем можно клясться, а чем нельзя; даёте десятину и забываете (оставляете) важнейшее в законе – суд, милость и веру; заботитесь о внешнем, пренебрегая внутренним; отменяете заповедь Божию своим преданием; как и отцы ваши избиваете пророков и праведников – Мф.23:13-36; Мк.7:6-13; 12:38-40; Лк.11:39-52; 20:46-47.

Не быть лицемером – одна из важнейших заповедей Иисуса. Лицемерие есть ложь, а потому – большой грех. См. пп. 13, 14, 16, 28.

40. В главе Мф.24, Мк.13, — пророчество о разрушении Иерусалима и, одновременно (параллельно), о Втором Пришествии Иисуса. Не верьте, если кто будет говорить: вот здесь Христос или там, ибо восстанут лжехристы и лжепророки, совершат многие чудеса и знамения, чтобы прельстить даже избранных – Мф.24:23-24; Мк.13:21-23; Лк.17:22-36 – о Царстве Небесном, Лк.21 – о разрушении Иерусалима.

41. «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» — Мф.24:42, 44; 25:13; Мк.13:35-37; Лк.12:40.

Здесь говорится не только об ожидании Второго Пришествия, но и, прикровенно, об ожидании посещения Христом сердца, которое возможно только для человека, всегда трезвящегося, бодрствующего и внимающего себе.

42. Заповедь: накормить и напоить алчущего и жаждущего, принять странника, одеть раздетого, посетить больного и заключённого в темнице – Мф.25:35-46.

Такое милосердие заповедуют и ветхозаветные пророки – Исаия, Иезекииль.

Всё это – важные проявления милосердия (см. № 12).

43. Заповедь о причащении Мф.26:26-28; Мк.14:22-24; Лк.22:19-20. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» — Ин.6:56.

Эта заповедь о главном христианском Таинстве – причащении Плоти и Крови Христовой.

44. Заповедь 11-ти ученикам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» — Мф.28:19-20; Мк.16:15 Действительна ли эта заповедь для всех христиан?

Это главная миссионерская и проповедническая заповедь Евангелия. Она дана 11-ти Апостолам (без Иуды Искариота), но, конечно,- с некоторыми оговорками (о «всех народах» и о крещении),- должна исполняться всеми христианами.

45. «суббота для человека, а не человек для субботы» — Мк.2:27.

Все предписания – заповеди, законы, обряды, ритуалы должны служить духовному совершенствованию человека. Если же они служат обратному, то их можно и должно нарушить. Такое может произойти при особых обстоятельствах, чаще всего, когда нужно кому-нибудь помочь.

46. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» — Лк.11:23.

Эта заповедь свидетельствует о том, что нельзя оставаться нейтральным по отношению к Истине (Христу) и добру. Каждый должен сделать духовный выбор: быть со Христом или с его врагами.

47. Благотвори (твори, делай добро) тем, кто не может воздать тебе – Лк.14: 14.

Только такая благотворительность может считаться полностью бескорыстной, то есть чистой жертвой, милостью.

48. Кто не родится свыше, от воды и духа, не может увидеть и войти в Царство Небесное – Ин.3:3,5.

Это заповедь о необходимости крещения. Рождение от воды есть очищение от грехов. А рождение от духа (миропомазание) есть обретение печати дара Духа Святого в душе и теле человека.

Но, конечно, Иисус говорит здесь не о простой необходимости исполнения обряда, а о действительном очищении души и обращении всею душою к Богу, что и является рождением от духа.

49. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» — Ин.13:34-35. «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих» — Ин.15:13. Также: Ин.15:12,17.

Новая заповедь Христова о любви отличается от ветхозаветных заповедей о любви к Богу и ближнему (№ 21, 37) тем, что это любовь совершенная, она есть добровольная жертва, в том числе и собой, всем своим существом (Авраам был испытываем жертвой единственного сына – Быт.22).

50. «веруйте в Бога, и в Меня веруйте» — Ин.14:1.

Начал я свой комментарий заповедью о покаянии, а кончаю заповедью о вере. Они как две стороны одной медали.

* * *

На соборе Апостолов в Иерусалиме постановили для язычников соблюдать из Закона Моисеева немногое: «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» — Деян.15:29.

Среди учеников Христовых из иудеев (а они почти все были из иудеев), было немало таких, которые считали, что нельзя противопоставлять учение Христа вере иудеев, наоборот, видели в нём возвращение к истокам, чистоте, подлинности. А, следовательно, христианам не должно отменять исполнение Закона, его заповедей.

Но всё же, после обсуждения, Апостолы решили (на соборе, проходившем в 51-52 г. в Иерусалиме), что христиан из язычников не надо обременять исполнением Закона. Во-первых, это слишком тяжело для непривыкших к этому с детства и живущих в ином окружении (даже природные иудеи не могут его соблюдать полностью). Во-вторых, это не соответствует смыслу духовной свободы Христова учения, о чём многократно пишет Апостол Павел в своих Посланиях. Было решено ограничиться вышеуказанными заповедями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Решите пример: *